Дизайн (от англ. design замысел, план, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать). В литературе существует несколько точек зрения и на определение дизайна, и на момент его появления. И это не удивительно, потому что каждый вид деятельности проходит свои собственные стадии развития, и приобретает, подчас, совершенно новые черты, меняющие его до неузнаваемости. Так произошло и с дизайном. Сегодня, нередко, под этим словом понимают некое использование декоративных приемов, призванных удивлять зрителя. Но это, мягко говоря, не самый правильный подход к проектированию.
Одна из теорий возникновения дизайна, обращающаяся к самому раннему периоду, гласит, что дизайн – это компоновочная деятельность, которая берет отсчет от орудий труда первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства и вопросами повышения производительности. В соответствии с другой точкой зрения, дизайн – это деятельность, возникшая в конце XIX – начале XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска продукции.
Но сейчас наша задача – не вдаваться в теоретические споры, а рассмотреть особый вид дизайна – дизайн интерьера.
Дизайн интерьера находиться в тесных взаимоотношениях как с архитектурой, чем-то более общим, так и с более мелкими деталями – объектами мебели и промышленного дизайна. Он как бы объединяет эти области искусства на уровне восприятия человека. Не зря прежде именно архитекторы занимались созданием интерьеров. Так в проекте и общая концепция здания и детали вроде дверных ручек соответствовали единому авторскому замыслу. Сейчас произошла более четкое разделение (см. «Виды дизайна») и профессия дизайнер интерьера теперь совершенно самостоятельная специальность.
Создание дизайна интерьера – сложный многоступенчатый процесс, в котором важно учесть и функциональную, и эстетическую составляющие. При чем наиболее правильно начитать именно с функциональности интерьера. «Форма следует за функцией» (Form follows function) – известное высказывание американского архитектора ХХ века Луиса Салливана. Правильная, логичная форма (или пространство) уже само по себе является красивым.
Таким образом, мы можем разделить создание интерьера на следующие части:
1. Определение назначения помещения; процессов, которые в нем происходят; выбор наилучшей планировки.
2. Зонирование и размещение мебели с учетом эргономических требований.
3. Подбор наилучшего цветового решения.
4. Выбор стиля, подходящего к данному помещению и соответствующего вкусам заказчика.
Читать подробнее о разработке дизайна интерьера...
Стилей и направлений в дизайне интерьера необычайное множество. Под словом «стиль» - понимается определенная совокупность характерных черт и художественных приемов, выражающая некую общую идею. Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие достаточно условное. Но тем не менее, в истории искусств и истории дизайна принята некоторая классификация стилей.
Выделяют исторические стили: античный, романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, эклектика, модерн, ар-деко, модернизм, конструктивизм.
Этнические стили: египетский, марокканский, японский, африканский, китайский, русский, арабский,
индийский, колониальный и др.
Если прежде мастера работали в одной стилистике десятилетиями, а иногда и веками, то XX век принес невероятное разнообразие направлений и быструю их смену.
Современные стили: хай-тек, минимализм, брутализм, поп-арт, антидизайн, постмодернизм, деконструктивизм, китч, лофт, фьюжн и др.
Выбор стиля и согласование всех нюансов – это один из первых пунктов в работе дизайнера над проектом. Если у заказчика нет каких-то конкретных пожеланий по стилистике, то тогда можно отталкиваться от ощущения, которое должно присутствовать в будущем интерьере, или даже от характера и образа жизни хозяина. Почему так происходит? Потому что каждый стиль – это отображение в материальной форме определенных идей и настроений. Стиль всегда относиться к какому-то периоду истории, он связан с событиями тогда происходившими, он передает дух эпохи, в нем выражаются те же мысли что и в музыке, и литературе того времени. В итоге можно получить целостный образ отраженный в формах, пропорциях и материалах. Классика – передает элегантность, ар-деко – динамику и уверенность, модерн – утонченность, барокко – помпезность, насыщенность эмоциями. И так далее каждый стиль мы можем охарактеризовать нужными словами.
Современный дизайн – это огромное разнообразие стилей и тенденций. В этой области нет строгих правил, поэтому все зависит от индивидуального почерка автора. История оформления интерьера берет свое начало еще до нашей эры, в общем с тех пор как появились первые жилища. На протяжении тысячелетий стили сменяли друг друга, менялись технологии, архитектура, способы отделки и украшения интерьера. Многие приемы, которые используются сейчас напрямую связаны с прошлым. Такие вещи как мозаика из натурального камня или роспись стен фресками, принципиально мало чем отличаются от античных.
Нынешний отрезок истории интерьера интересен тем, что возможно использование любых стилей прошедших эпох, будь то средневековье или барокко. Также в современном интерьере могут быть элементы этнических стилей, например, марокканского, японского, мексиканского и так далее. Иногда бывают случаи, когда дизайнер старается выдержать стиль в чистом виде. Это довольно сложная задача. Требования современного человека к комфорту несравнимы с образом жизни, скажем, средневековых рыцарей или древнегреческих землевладельцев. Так что в большинстве своем, то, что мы получаем в итоге это только стилизация. Даже стили, бывшие относительно недавно, в двадцатом веке, такие как ар-деко, являются лишь ассоциативным набором деталей. При создании дизайн-проекта в историческом или этническом стиле дизайнер должен подробно изучить основополагающие принципы, возможно даже философию, которая заложена в выбранном стиле, а потом уже переходить к явным декоративным приемам.
Большинство современных интерьеров – эклектичны, то есть представляют собой смесь из нескольких стилей. При этом главная задача дизайнера увязать все составляющие между собой и создать гармоничную целостную картину.
Удачно смотрится современный интерьер, где в качестве акцента используется антикварная мебель. Такие детали могут стать центром композиции, своеобразным артобъектом. Сложная структура объекта будет выигрышно выделяться на фоне однородных минималистичных поверхностей.
Для современных интерьеров важно хорошо продуманное планировочное решение. Передовые строительные технологии позволяют избавляться от лишних стен, создавать более легкие воздушные конструкции. Это актуально не только для больших загородных домов, но также и для маленьких городских квартир студий, где каждый сантиметр пространства на счету.
Нередко под словосочетанием "современный стиль" понимаются интерьеры строгих лаконичных форм, в противовес классике с обилием декоративных эелементов. Это верно, но лишь отчасти. Конечно сущетвуют такие стили как минимализм и хай-тек, но ими современный дизайн интерьера не исчерпывается. Например такие стили как фьюжн могут быть очень насыщенными деталями.